Комфортная крепость

Миссия архитектуры - решать функциональные задачи эстетически выразительными методами, особенно востребована в случае с загородным домом. Практические проблемы представляют для архитектуры интересные задачи, решение которых вызывает восхищение рациональностью и образностью. Главное условие – взаимопонимание между архитектором и заказчиком.

внутренний декор дома-крепостиЭтот дом появился как раз в результате такого сотрудничества. Заказчики увлеченно воспринимали идеи архитекторов и с удовольствием приняли участие в создании необычного  дома, где мотивы резного декора, серо-зеленые оттенки, тяжелая деревянная мебель заключены в замысловатую шкатулку замковой архитектуры, окруженную скупой северной природой.

Архитекторы Никита Новак и Виктор Лямин действительно уделили большое внимание внешнему и внутреннему декору дома, но прежде всего позаботились о его функциональности. Просторная дневная зона, достаточное количество отдельных спален, удобное расположение санузлов обеспечивают максимум комфортного отдыха. Плюс гараж, сауна и бассейн…

Для того, чтобы выполнить все эти функции, нужен был большой дом, но специфический участок – узкий, с перепадом высот около 10 м – не позволял рассчитывать на значительную площадь застройки. Поэтому дом неизбежно вырос в высоту. В нем – четыре уровня, на которых абсолютно свободно разместились все необходимые помещения. Но при этом здание совсем не выглядит высоким. Такой эффект достигнут, прежде всего, благодаря вальмовой мансардной крыше, уютно обнявшей дом. Выбранное пропорциональное соотношение кровли и стен визуально делает дом ниже, чем на самом деле.

Какие приемы использовали архитекторы, чтобы дом внутри был просторным, а снаружи имел гармоничные размеры?

Например, классическая лестница, которая обычно съедает львиную долю пространства, но без которой образ особняка был бы неполным, вынесена за пределы основного объема дома. Входная зона получилась эффектной и свободной без всякого ущерба для жилой площади дома. При этом главный фасад приобрел красивый элемент, а кровля – сложную геометрию.

Арочные изгибы, узор мягкой черепицы, напоминающий кольчугу – все это сложилось в смесь модерна и едва уловимой стилизации замка, воплощенной в камерном варианте и как-то не слишком серьезно, о чем говорят и яркие оконные рамы, и медные башенки каменного забора, вызывающего в памяти образ сказочной крепости.

дом с бассейном на узком участке с перепадом высотЧто касается бассейна, он тоже вынесен за пределы основного объема и благодаря медному покрытию становится украшением внутренней части участка, создавая в ландшафте особую стилистическую среду – вместе с помостом, возвышающимся над крутым склоном,  рублеными строениями, озером с каменным дном, частоколом из бревен, подпирающих откос, и другими подобными деталями. Бассейн внешне выглядит глухим под своим медным панцирем, а изнутри удивительно светлым – за счет отделки из сосны, верхнего стеклянного фонаря и окон по обеим сторонам.

Такой эффект свойствен вообще всему дому. Снаружи он выглядит как небольшая крепость, а внутри – очень светлый и открытый в природу. Из окон открывается прекрасная панорама. Гостиная выходит на остекленную веранду с ротанговой мебелью. Дневной свет, проходя внутрь, практически не встречает препятствий, растворяясь в светлых тонах интерьера, а серые оттенки отдельных элементов, словно зеркало, отражают северное небо и неяркую природу окрестностей.

Соответствие окружающей природе и духу места

Камин вырастает будто бы на вершине валуна, прорезавшего пол гостиной. Ванная комната с душевой кабиной из стеклоблоков выглядит таинственно, словно пещера тролля, наполненная бликами сверкающих сокровищ. Напоминают о викингах орнамент резных деталей и серо-зеленые краски, использованные для стен и дверей. Все реальные и выдуманные легенды красивой древней земли, на которой стоит дом, проросли в его интерьере. И этот процесс еще не закончен – архитектор Никита Новак вместе с заказчиками продолжают собирать в антикварных магазинах и на блошиных рынках Северной Европы предметы старины причудливой стилистики, реинкарнированной в этих стенах.

Дать одно название этому стилю архитектор не берется, потому что здесь есть и уютные предметы родом из бидермайера, и современная техника, вид которой способен разрушить единство любого стиля, кроме хай-тека. В целом, это вариации на тему «мой дом – моя крепость», для которых архитектор выбирал самые разные выразительные средства, руководствуясь функциональными критериями, и не без иронии.

помост у бани кажется смотровой площадкой крепостиСходство с фортификационным сооружением особенно явно в облике участка. Мощные бревна и брутальный помост кажутся реалистичной декорацией древней крепости. На самом деле это элементы укрепления рельефа. И архитекторы прежде всего решали здесь вопросы отвода воды и создания жизненно необходимых террас и подпорных стенок, без которых все, что есть на участке, неизбежно со временем съехало бы по склону. Внешним итогом сложных дренажных работ стало появление красивейшего пруда и речки с водопадом. За сохранность рельефа отвечает частокол, вызывающий ассоциации со средневековым замком.

Эффектный помост напоминает смотровую площадку – отсюда действительно замечательный обзор на все окрестности. А когда смотришь в эту сторону от дома, возникает захватывающее ощущение, что за помостом – обрыв, и это новая интрига, тем более что на самом деле под ним укрылось еще одно строение – баня. Сначала представляется, что она – всего лишь часть мощного укрепительного сооружения, однако на деле оказывается, что, наоборот, вся декорация помоста служит для комфортного отдыха в бане, скрывая отдыхающих от ветра и от чужих глаз.

К сказанному добавим, что в строительстве дома и ландшафтных работах использованы самые современные технологии. Дом построен из газобетона. Для кровли использована гибкая черепица. Бассейн представляет собой сложное сооружение как конструктивно, так и с точки зрения инженерии. Что касается участка, то своей функциональностью он обязан мастерски выполненному дренажу. Очевидно, что за каждым эффектным решением стоит высокий профессионализм проектировщика и исполнителей.

Текст Елены Тихоновой

Фото Георгия Шабловского