С чувством такта

Для большинства людей словосочетание «экологическая архитектура» всего лишь слова. И даже те, кто с интересом рассматривает «зеленые» технологии строительства, не всегда торопятся применять эти знания в собственном домостроении.

В ответственности за природуСхема дома

Тем не менее каждый, кто строит свой дом, очевидно, понимает, что несет ответственность перед окружающей средой и последующими поколениями. И это не высокие слова, это факты. Известно, что половина парникового эффекта, столь губительного для нашей планеты, создается архитектурой. Производство строительных материалов, огромное количество энергии на эксплуатацию, разрушение зданий — все это наносит вред, а может быть вполне безопасным.

Для экологической архитектуры характерны несколько простых принципов, главный из которых — бережное, неагрессивное отношение к окружающей среде. На это направлены все действия по строительству дома, начиная от проектирования: и деликатное «вписывание» дома в ландшафт, и использование правильных материалов, то есть тех, производство, эксплуатация и в дальнейшем утилизация которых не наносит вреда экологии, и применение энергосберегающих технологий как в строительстве (утепление, правильное соотношение стекла и стенового материала, при котором процесс отопления и охлаждения не требует больших затрат и т. д.), так и в инженерном обеспечении дома.

Экологическую составляющую жилища редко продумывают заранее, а ведь «зеленая» архитектура начинается именно с экологического проектирования. Так, например, для максимально рационального обогрева дома с помощью солнечных батарей нужен, прежде всего, расчет формы дома, в которой такой вид энергии будет работать наиболее эффективно.

Казалось бы, все предельно просто, но только почему-то в России «экодома» — это все еще скорее счастливое исключение, чем непреложное правило.

Столь популярный на Западе термин sustainability (устойчивость) применительно к строительству имеет важное значение, ведь мы в ответственности перед следующими поколениями за нерациональное использование природных ресурсов. Однако это только лишь красивая идея, а отнюдь не руководство к действию для отечественных архитекторов, которые ссылаются на зависимость от заказчиков, живущих «здесь и сейчас» и не готовых инвестировать в благополучие и здоровье потомков.

Пока отечественные архитекторы и заказчики дозревают до понимания этой очевидной истины, примеры sustainability дает нам западная архитектура.

Дом, который мы представляем в этой публикации, — счастливый союз понимающих заказчиков и талантливых архитекторов. Он построен во Франции, его авторы — французские архитекторы Бернар Киро (Bernard Quirot) и Оливер Вишар (Olivier Vichard).

Дом у подножья холма

Фотоохота за пейзажем

Уже сам внешний вид этого дома словно комплимент окружающей среде. Отделка фасадов — древесина лиственницы, произрастающей в близлежащих лесах. «Приподнятость» строения над землей мотивирована не только желанием подстроиться к имеющемуся природному рельефу, но и захватить в видоискатели окон лучшие картинки — кажется, что дом встал на цыпочки, чтобы лучше разглядеть красоту пейзажа, и застил над поверхностью земли.

Действительно, снаружи создается впечатление, что строение, расположенное на пологом склоне, без видимой опоры парит над землей. Точка соприкосновения с землей словно бы случайна, дом как будто не опирается на почву, а лишь касается ее. В точке касания расположен вход в дом, а крылья по стройки по обе стороны от него имеют точечные опоры — сваи.

Дом семьи Конверсей (Convercey) во французском Грашо (Grachaux) — пример архитектуры, которая не громогласно демонстрирует себя, а тактично появляется в нерукотворной среде и даже будто бы с некоторым извинением за несовершенство собственного творения (ведь все рукотворное и привнесенное несовершенно априори). Его владельцы, задумывая собственное жилище, трансформировали хрестоматийный лозунг эпохи конструктивизма «Дом машина для жилья» в девиз «Дом — машина для захвата ландшафта».

Агрессивное слово «захват» в данном случае следует понимать не иначе как «фотографирование», запечатление, не наносящее предмету захвата никакого вреда. Такое предназначение жилища становится более понятным, если оглядеть окрестности дома и узнать профессию хозяев они ландшафтные дизайнеры.

Имея дом на природе, просто глупо не сделать природную красоту предметом первой необходимости и ежедневного использования, поэтому все внутреннее пространство ориентировано на счастливые впечатления от пейзажей.

В плане дом, полезная площадь которого составляет 125 м2, представляет собой два прямоугольных объема: к доминирующему вытянутому прямоугольнику примыкает под прямым углом второй, поменьше. Именно здесь расположены спальни, тогда как основная часть дома отдана общественной территории: гостиная, столовая и кухня построены по анфиладному принципу, и в конце анфилады находится блок «влажных» помещений: ванная, туалет, прачечная.

Терраса с видом на природу

Наличие внутренних перегородок не мешает свободному распространению света: два торцевых стеклянных фасада, снабженные открытыми «палубами» для любования окрестностями, дают возможность естественному свету насквозь «простреливать» пространство. Одна из террас снабжена наружной металлической винтовой лестницей, которая несет не только функциональную нагрузку, но и является выразительным элементом экстерьерного дизайна.

Гостиная и кухня столовая отделены друг от друга перегородкой, в которую с одной стороны встроен камин, а с другой — ниши для хранения посуды и домашних аксессуаров. В гостиной потолок повышен за счет небольшой надстройки на крыше, которая играет свою роль и в силуэте дома. Длинные и узкие горизонтальные окна, установленные в этой надстройке, сообщают гостиной дополнительный свет.

В столовой пространство раскрыто наружу благодаря двум окнам в пол, которые прокладывают естественному свету путь с востока на запад, а человеческому глазу открывают возможность ежедневно наблюдать чудо солнечных рассветов и закатов.

Отделка внутреннего пространства проста настолько, чтобы не отвлекать взор от главного любования видами французской равнины. Белые окрашенные стены, деревянный пол, в цвет которого — широкие деревянные рамы и обеденный стол, в атриуме гостиной — встроенный стеллаж для книг, необходимый набор мебели нейтральных цветов и простых форм.

Желание клиентов окружить себя пейзажем со всех сторон, на первый взгляд, имеет достаточно очевидное архитектурное воплощение — дом из стекла. Но такие жилища, подобные выставочным павильонам, требуют повышенных энергозатрат, а избытка солнца в этой местности нет, поэтому строительство так называемого «пассивного» дома — с толстыми стенами, усиленной теплоизоляцией, двойным остеклением окон и теплым деревянным полом стало лучшим решением. А визуальный «захват» ландшафта со всех сторон света состоялся благодаря прозрачным фасадам и террасам по одной оси и большим окнам — по другой.

Текст Варвары Семеновой