Кино в проекте дома

Качество звука и гармония интерьера

Спектр домашних кинотеатров по стоимости, габаритам оборудования и уровню качества необычайно широк. Если так называемые «коробочные» варианты, которые в основном приобретаются как «периферия» к плоскому телевизору всего за несколько тысяч рублей и устанавливаются в течение получаса своими силами, то серьезные комплекты домашнего кинотеатра могут стоить десятки, а то и сотни тысяч евро. Они собираются и настраиваются квалифицированными специалистами, которых предоставляет компания, поставляющая оборудование.

Поскольку обустройство серьезного домашнего кинотеатра имеет непосредственное отношение не только к техническому, но и к интерьерному аспекту, важно предусмотреть необходимые решения в проектной документации загородного дома. Инсталляторы домашнего кинотеатра должны работать в четкой координации с архитектором, дизайнером, строителями, электриками. И лишь после того, как черновая работа (прокладка кабелей, монтаж установочных элементов) вместе со всеми другими видами строительных и отделочных работ будет завершена, приступают к настройке оборудования.домашний кинотеатр в интерьере

Домашний кинотеатр можно оборудовать в обычной гостиной, холле или даже спальне. При этом возникают вопросы согласования с дизайном интерьера, которые могут решаться по-разному. Один вариант – когда все оборудование по возможности маскируется. Колонки специальной конструкции встраиваются в стены и потолок. По окончании просмотра проектор с помощью специального лифта убирается в потолочную нишу, а выдвижной экран с электроприводом сворачивается. Либо, напротив, массивные колонки с эффектной отделкой играют роль элементов декора. Необходимо отметить, что домашний кинотеатр подразумевает значительное количество колонок: обычно шесть (конфигурация 5.1, то есть 2 фронтальные колонки, 1 центральная (для диалогов), 2 тыловые и 1 сабвуфер) или  восемь (конфигурация 7.1, которая отличается от предыдущей наличием еще двух боковых колонок для более непрерывной трехмерной звуковой панорамы). С точки зрения качества звука корпусные колонки, особенно напольные, предпочтительнее. Однако встречаются смешанные решения, когда выбираются корпусные фронтальные колонки, а тыловые – встраиваемые либо потолочные.

Лучше всего выделить под домашний кинотеатр отдельную комнату, что в загородном доме не представляет проблемы. Желательно, чтобы площадь комнаты была от 25 кв. м, хотя есть примеры отличных реализаций домашнего кинотеатра и на 15 кв. м. Поскольку звук в кино играет очень большую роль, важна акустика помещения, а значит, его объем. Наихудший вариант – куб, ненамного лучше – комната, пол которой имеет форму квадрата. Желательно, чтобы длина, ширина и высота не были кратными друг другу, а потолки были по возможности выше. Это даст возможность использовать преимущества подвесного или натяжного потолка. Лучше всего, если комната имеет сложную форму, без параллельных стен. Очень хороши также кессонные и ступенчатые потолки.

Помещение не должно быть излишне гулким или, напротив, глухим. Следует выдержать оптимальную пропорцию поглощения и рассеяния звука, что достигается комбинированием различных поглощающих материалов и рассеивающих конструкций. Стандартное решение – оборудование стеновых ниш, в которые закладывается определенное количество поглощающего материала (минеральная вата), а стены драпируются акустически прозрачной тканью. Часто применяются также толстые обои с включениями пористых гранул, специальные настенные или потолочные панели (Ecophon), звукопроницаемая штукатурка (Acoutex), напыляемые покрытия (Sonaspray) и пр. Нередко наряду с такими традиционными элементами, как ворсистые ковры, циновки, шторы, используются специальные акустические устройства – панели Бекеши, бас-клинеры, перфорированные панели и пр. Мягкая мебель сама по себе играет роль звукопоглотителя, а элементы жесткой мебели сложной формы – рассеивателей звука (лучший пример – книжные полки). Важно не слишком увлекаться, поскольку можно «переглушить» помещение, и тогда звук станет сухим, неприятным. Именно поэтому лучше всего обратиться к специалистам, которые произведут необходимые замеры, выполнят расчеты и монтаж. Но еще лучше привлечь инженеров-акустиков на стадии проектирования особняка, чтобы архитектор мог заложить в проект оптимальную форму помещения домашнего кинотеатра.

Обычно идеальной акустики достичь не удается, но это не беда: звук можно усовершенствовать настройкой аппаратуры. В каждом процессоре объемного звука или ресивере имеется эквалайзер. Существуют и специализированные приборы, подключаемые к компьютеру и использующие прецизионные микрофоны – тут опять же дело за специалистами.

Свет и цвет

Помещение во время просмотра нужно затемнять. Решений может быть два: автоматизированные шторы либо обратная проекция с полупрозрачным экраном (в этом случае внешний свет практически не страшен). Однако последнее сопряжено с необходимостью выделения определенного пространства комнаты под «заэкранную» зону, в которой располагается проектор, зеркало (иногда два) и прочая аппаратура. Наиболее качественные системы все же реализуются с помощью прямой проекции, когда проектор светит на белый экран со стороны зрителей. Ясно, что смотреть кино при ярком свете в таком кинотеатре – все равно, что слушать музыку в шумном заводском цеху. Темные фрагменты изображения выбеливаются, теряют выразительность. Именно поэтому в настоящем кинотеатре перед началом сеанса гасят свет. В принципе, полное затемнение не обязательно, нужно лишь исключить прямое попадание света от торшеров или бра на экран.

В специализированном домашнем кинотеатре нет смысла устанавливать выдвижной экран, лучше стационарный, с пропорциями 16:9 или даже 2.35:1 (для широкоформатных фильмов). Слишком увлекаться размерами экрана не следует: его ширина должна быть примерно вдвое меньше расстояния до зрителя. Желательно выбрать экран со шторками (с автоматическим приводом), которые закрывают мертвые зоны с боков экрана при проецировании изображения меньшей ширины, чем сам экран (например, пропорций 4:3).

Цвет стен в кинотеатре в идеале должен быть черным. Но, поскольку не многие согласятся на столь мрачное оформление, допустим темно-серый, в крайнем случае – темный нейтральный цвет и обязательно матовая поверхность. Это нужно для того, чтобы по возможности избежать искажения цветопередачи из-за отражений от стен, попадающих на экран. По этой причине экран желательно устанавливать в неглубокой нише с черным окаймлением.

домашний кинотеатр в проекте дома

Оцениваем технику

Какой проектор выбрать? Однозначно – с HD (High Definition) матрицами  разрешения 1920 х 1080 и поддержкой формата 1080p («p» означает прогрессивную развертку). Проектор должен также иметь вход цифрового видео – HDMI или DVI. Выбор же проекционной технологии – микрозеркальной (DLP), жидкокристаллической (LCD) или гибридной (D-ILA, SXRD) – не столь принципиален, поскольку все они на сегодня обеспечивают изумительное качество картинки. Следует лишь иметь в виду, что одноматричная DLP превосходит LCD по глубине черного и четкости, но грешит «эффектом радуги», который заметен при быстром движении глаз. Трехматричная же DLP свободна от этого недостатка, но такие проекторы очень дороги. Если говорить о брендах, то лидирует Runco (США). Это высший класс проекционной техники, оснащенной к тому же объективами профессионального уровня. Среди менее дорогих проекторов следует в первую очередь обратить внимание на Panasonic, InFocus, Sanyo.

По поводу звукового оборудования готовых рекомендаций нет, выбор его очень широк. Следует, однако, иметь в виду, что начинать знакомство с конкретными колонками, усилителями и прочими компонентами системы следует с прослушивания хорошо знакомых музыкальных записей в режиме стерео, а основные средства стоит вкладывать во фронтальные колонки. Почти любой комплект в состоянии сносно воспроизвести звуковое сопровождение к фильмам, а вот передать тонкие нюансы музыки – далеко не всегда. И не нужно ориентироваться на громкие звуковые эффекты, лучше оценивать аппаратуру по четкости диалогов, по тому, насколько естественно передается звуковая атмосфера фильма. Это могут быть шорохи, призвуки и другие на первый взгляд незначительные эффекты. Но именно они, а не взрывы и выстрелы, создают иллюзию погружения зрителя в действие.

Компаний, которые предлагают домашние кинотеатры «под ключ», много. У каждой должен быть демонстрационный зал, где можно хотя бы приблизительно оценить качество изображения и звука. Очень важно также заручиться гарантиями последующего обслуживания аппаратуры: в проекторах раз в несколько лет приходится менять лампу. Возможно также, что в процессе эксплуатации вы пожелаете дополнить систему новыми компонентами.

Текст Артура Фрунджяна