Архитектура большая и малая

Хотя главные роли в саду играют цветы, деревья, кусты и трава, без рукотворных деталей не обходится ни один искусственный ландшафт. Эти детали обычно называют малыми архитектурными формами.

 

Скамейка в укромном уголке, каменная ваза в перспективе аллеи, беседка, увитая плющом, арка над тропинкой, скульптура на берегу пруда вызывают яркие эмоции. Это действительно активные элементы в саду, и они требуют тщательного продумывания. Учесть нужно все - размеры сада, его планировку и, конечно, стиль.

 

НЕ ВСЕ РАВНО НА ЧЕМ СИДЕТЬ

 

В саду не обойтись без скамеек. Главное, продумать, как их расположить, чтобы, присев на них, вы могли наслаждаться открывающимся видом. Ощущение чуда от нашего сада снизано как раз с такими моментами - вы идете по тропинке, созерцая общий пейзаж, а присев на скамейку, открываете для себя или новый вид, или прелестную часть общей картины. А если дополнить визуальные впечатления ароматом цветов, посаженных рядом со скамейкой, это место просто обречено стать самым любимым в саду.

Скамейки лаконичного дизайна хороши в пейзажном саду, главную прелесть которого составляет правдоподобная имитация природного ландшафта. Для регулярного стиля предпочтительны классические скамейки - кованые и деревянные.

 

ХРАМ УЕДИНЕННОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Такая надпись украшала беседку в пар ко помещика Манилова. В самом деле, рас положенная в отдаленном уголке сада, она может служить прекрасным местом для уединения. Но возможны и другие варианты. Например, беседка может располагаться рядом с домом или летней кухней и использоваться для обедов. Если именно это входит в ваши планы, беседку стоит сделать застекленной. Здесь даже можно будет расположить небольшую печку: это позволит продлить пребывание в саду, несмотря на наступление осенних холодов.

Как правило, беседки строят из дерева. Классические варианты предполагают строительство из камня, оштукатуривание или отделку камнем.

 

В ЗЕЛЕНОМ УБРАНСТВЕ

 

Целая группа малых архитектурных форм - перголы, арки, трельяжи - тесно взаимосвязаны с растениями. С одной стороны, они являются опорами для вьющихся растений, а с другой - обязаны им своей эстетической выразительностью. По большому счету, они служат искусственной формой, которую принимает живая растительность.

Что такое арка, понятно и без объяснений - два опорных столба, соединенных между собой. Стебли растений плотно обвивают их, поэтому весной арка «зацветает» и источает нежный аромат, а осенью покрывается «золотом».

Пергола представляет собой несколько следующих друг за другом арок, соединенных решетчатым перекрытием. В романтическом саду перголу можно украсить плетистыми розами. Можно поставить рядом несколько коротких пергол под углом друг к другу. Пергола является замечательным средством маскировки скучного забора, ведь сегодня мало кто решается отказать ся от высокого забора, а пергола превращает границу участка в очаровательный маршрут под густой зеленой сенью.

Перголы изготавливают из хвойных пород деревьев, а также из бетона, кирпича, природного камня, металлических труб. Внутри перголы размещают скамейку, шезлонг, даже барбекю. Классической считается конструкция, которая больше в ширину, чем в высоту. Максимальная ширина -6 м. Оптимальная высота - 2,2 - 2,5 м. Перголу часто делают достаточно длинной - чтобы ее длина значительно превосходила высоту.

Трельяжами называют вертикальные решетки из деревянных реек или металлических прутьев. Их прикрепляют к стенам зданий или устанавливают обособленно. Как правило, они играют роль ширм, отгораживая уголок для отдыха или маскируя хозяйственные постройки.

Для «озеленения» архитектурных форм используют вьющиеся многолетние растения: виноград девичий, жимолость (каприфоль), клематисы, плетистые розы, древогубец круглолистный, актинидию, кирказон крупнолистный, фаллопию, лимонник, хмель, а в южных районах России - глицинию, которая по весне распускается роскошными синими соцветиями.

 

БЕЛЫХ СТАТУЙ ПРОХЛАДА

 

Формально скульптура - совершенно отличный от архитектуры род искусства, но в отношении ландшафта мы говорим о ней как о малой архитектурной форме. От скульптуры в саду нет никакой практической пользы. Она дарит чистые эмоции. Мраморная Флора, точная копия той, что украшает аллею Летнего сада в Петербурге, способна стать главной достопримечательностью усадьбы. Однако она будет выглядеть уместно только в соответствующем классицистическом окружении. А для маленького сада вполне сгодятся веселые лягушата, вечно болтающие друг с другом на берегу пруда.

Скульптура, повторяющая формы людей и животных, программирует вполне очевидные цитаты и эмоции. Другое дело - абстрактная скульптура, которая оперирует языком форм и линий. Современные художники стараются найти такие формы, которые выглядели бы естественным продолжением природных. И в большинстве случаев это им удастся!

 

МЕСТО МАЛЫХ ФОРМ

 

Значение малых архитектурных форм не так уж мало. Они могут выполнять роль центра композиции всего участка. Зимой они остаются практически единственным украшением ландшафта.

Они имеют важное функциональное значение - служат укрытием от непогоды и яркого солнца. Наконец, они расставляют стилистические акценты. Так, в пейзажном саду искусственные элементы должны выглядеть максимально простыми, потому что главное в таком саду - естественность. В регулярном парке им принадлежит роль важных стилеобразующих элементов, а в эклектичном ландшафтном пространстве они призваны удивлять и забавлять. Обнаружив в зарослях осоки семейку гномов, можно ожидать появления миниатюрной русалки на берегу пруда.

Поистине, если в саду появляется сказка, то только благодаря малым архитектурным формам.

Текст Светланы Тихоновой