Архитектурная красота

Свой дом — красивый и непохожий на коттеджи соседей — мечта будущего владельца. Но каждый идет к ее реализации своим путем. Один начинает проектировать сам, изучая фотографии в журналах и Интернете, обсуждая эстетические и технические решения с друзьями. Другой предпочитает купить симпатичный объект. Третий обращается к архитекторам и дизайнерам, четвертый приобретает готовый проект. Все варианты решения задачи имеют право на жизнь, а результат во многом зависит от внимания к деталям.

Красивый дом в стиле хай-тек

Приобретение готового проекта с полным комплектом сопроводительной документации — на сегодняшний день самое распространенное для будущего домовладельца начало. Важно не только выбрать интересный проект, но и адаптировать к своему участку, чтобы раскрыть его архитектурный потенциал. С другой стороны, для одних и тех же объемно-планировочных решений сегодня предлагаются разные варианты фасадной отделки, позволяющие сделать типовое индивидуальным. При этом покупка проекта — все-таки гарантия того, что при его доводке уже устранены почти неизбежные при индивидуальном проектировании ошибки. Иными словами, если приглянувшееся вам решение активно тиражируется — значит, оно уже проверено практикой.

Индивидуализация проекта

Все это одна сторона медали. Но есть и другая. Выбор и индивидуализация проекта на поверку оказываются непростой задачей. Прежде всего сразу придется отложить в сторону пусть и привлекательные, но не соответствующие особенностям вашего региона решения. Иначе не избежать дополнительных затрат на ремонт и эксплуатацию. Например, дом с просторными террасами, идеальный для теплого морского побережья, едва ли уместен в условиях сурового северного климата. Когда за основу берутся проекты, популярные в Южной Европе, для их адаптации приходится увеличивать толщину наружных стен, а значит — полностью перекраивать выверенные и до предела рациональные планировки.

Идем дальше — стиль и окружение. Так, монолитно-стеклянная коробка в стиле хай-тек будет казаться чужеродным элементом рядом с деревянными теремками. К тому же дома по-прежнему строятся если и не на века, то как минимум на десятилетия, а модное быстро становится старомодным. Именно поэтому дальновидные заказчики по большей части консерваторы.

Но, как показывает практика, вкусы консерваторов все-таки отличаются. К примеру, в московском понимании классика — это прежде всего штукатурки ярких расцветок и элементы лепного декора. Петербуржцы же предпочитают штукатурной отделке дерево и фактурный камень, тяготеют к теплым и по большей части «натуральным» цветам: желтому, бежевому, приглушенному оранжевому.

Витиеватый декор сегодня не приветствуется, зато пользуются спросом комбинированные решения: как традиционные (штукатурка с камнем), так и неожиданные, которые еще совсем недавно, в XX веке, были бы немыслимы в дачном поселке (например, сочетание дерева с кирпичом или клееного бруса с монолитным железобетоном).

Но почему при всем этом одни дома нам нравятся, а другие не радуют глаз? Почему в одном коттедже мы утром просыпаемся отдохнувшими, а в другом — еще более усталыми? Причин может быть великое множество: неудачная планировка, непродуманное расположение окон и ориентация по сторонам света, плохой воздухообмен. Если же все-таки раздражает внешний облик коттеджа, то, вероятно, при его проектировании нарушены привычные глазу и живущие в генетической памяти поколений пропорции и представления о том, каким должен быть жилой дом.

Действительно, у консервативных заказчиков сегодня популярны выверенные классические пропорции и элементы фасадного декора, имитирующего классику. Но, будучи воплощенными в современных технологиях, такие украшения могут казаться неуместной бутафорией (разумеется, если над созданием облика вашего дома трудились не дизайнеры и архитекторы, а поставщики фасадных материалов, главная задача которых — сбыт своей продукции).

Секрет привлекательности

Что обычно выдает подделку? Например, зачастую недостаточное заглубление оконных проемов (окна почти в плоскости фасадов создают впечатление нарисованных). Дело в том, что наружное стеновое ограждение у современных коттеджей, как правило, многослойное и при этом относительно тонкое. Силовую нагрузку воспринимают элементы каркаса, а задачи сохранения тепла возложены на современные теплоизоляционные материалы. Между тем классика в привычном понимании — это в первую очередь массивные стены, почти метровой толщины.

Есть еще один момент, работающий не в пользу классического стиля. Если речь идет о ровном, как стол, участке, российский заказчик, как правило, выбирает для будущего дома низкое основание — на базе монолитно-плитного фундамента. В результате проект коттеджа или усадьбы классических пропорций не получает одного из важных элементов, работающих на восприятие, — зрительно утяжеленного массивного цоколя. Поэтому здание, построенное на основании готового проекта, если над ним не потрудились дизайнеры фасадов, будет смотреться не как дом на века, а как подобие летнего ­павильона.

В свое время кризис 2008 года заставил заказчиков считать деньги: безразмерные и дорогие в эксплуатации коттеджи утратили популярность. В том же, что касается строительных технологий и материалов, тоже все нынче смешалось. Например, некоторые частные застройщики, отдавая предпочтение стенам из демократичных и энергоэффективных ячеистых бетонов, стремятся сохранить пропорции и отделку, типичные для деревянных домов. Поэтому в современном загородном строительстве не редкость, когда под блок-хаусом, имитирующим брус, скрывается кладка из газобетонных блоков, а под облицовкой из клинкерного кирпича — деревянный каркас.

Пришло время рациональных проектов простых «коробчатых» форм. Но как быть с архитектурой, призванной подчеркнуть индивидуальность? ­Проектировщики предлагают отыгрываться на богатой по фактуре отделке фасадов, контрастных цветовых ­решениях, а также продуманных до мелочей аксессуарах (вплоть до дверных ручек).

Грамотно подобранные архитекторами сочетания штукатурки и различной по цвету клинкерной плитки, небольшие фрагменты облицовки натуральным или искусственным камнем позволят придать индивидуальность, выделить контуры здания, выгодно обыграть проемы, зрительно утяжелить объект или, наоборот, сделать массивное здание более стройным.

Другое дело, что заниматься дизайном фасадов должны профессионалы. Все-таки это не обои, которые легко сменить, а ошибки дизайнера всегда на виду.

Текст Филиппа Урбана