Проектов в
сравнении:
0
Деревянный дом может быть и скособоченной избушкой, и продуваемым садовым домиком, и просторным усадебным комплексом, и концептуальным произведением архитектуры. Но скорее всего, это будет дом дачный: экстерьерный, живописный, гармонично вписанный в окружение. Каковы тенденции в проектировании деревянных домов последней пятилетки?
Несмотря на то что в наши времена основными материалами, которым отдают предпочтение загородные застройщики, являются газобетон и поризованная керамика, спрос на дачи и коттеджи из старой доброй древесины с каждым годом растет и в демократичном, и в премиальном сегменте. Но деревянный дом может быть и скромной дачей под ломаной крышей на базе известного всем с советских времен планировочного модуля «шесть на шесть» в садоводстве, и теремом из клееного бруса, цитирующим архитектурный колорит русской деревни, и брутальной «топорной работой» плотницкой артели, и просторным коттеджем со свободным планировочным пространством. В наших краях фахверки и альпийские шале встречаются не только на холмистых и равнинных ландшафтах, но и в садоводствах с крошечными участками. Европейские заимствования зачастую свидетельствуют о том, что перед тем, как остепениться и обзавестись домом на родной земле, их хозяева немало попутешествовали.
В любом случае, выбирая деревянный дом, современные заказчики в первую очередь хотят получить экологичное жилище. Действительно, городской житель, который хотя бы несколько дней провел в настоящем деревянном доме, может оценить, что в таком строении всегда особый микроклимат. В нем хорошо спится, легко дышится и поддерживается естественный для человека температурно-влажностный режим (разумеется, если дом спроектирован и построен, что называется, «по уму»).
Примечательно, что и заказчики, и представители компаний, специализирующихся на проектировании и строительстве домов из такого традиционного материала, как древесина, отнюдь не тяготеют к консервативности. Еще лет десять назад в самом массовом сегменте доминировали предложения дач из калиброванного бревна, а также срубы из местной древесины естественной влажности. А еще совсем недавно на строительных выставках потенциальные домо- и дачевладельцы зачастую, втянув голову в плечи, проходили мимо стендов компаний, предлагающих дома из клееного бруса, прямиком к «каменщикам» и «газобетонщикам». Клееная древесина — материал, безусловно, технологичный и удобный в работе, но в глазах широкого круга потребителей имел репутацию «элитного» и практически недоступного.
Но конкуренция адептов разных технологий сделала свое дело. Клееный брус и каркасные конструкции из клееной древесины пришли и в сегмент доступных дач — в первую очередь в виде готовых проектных решений и домов, изготовленных индустриальным способом. Главные преимущества «заводских» домокомплектов из клееного бруса по сравнению со строительством из того же газобетона или кирпича — минимизация логистических расходов и влияния человеческого фактора на стройке («самодеятельности» прорабов и гастарбайтеров). Качество строительства, понятное дело, от этого только выигрывает. Еще один плюс деревянных стен заключается в том, что, в отличие от домов из легких бетонов или тех же «каркасников», они не требуют внешней и внутренней отделки.
В сегменте дорогих деревянных домов, которые возводят из клееного бруса, присутствует встречная тенденция. Сегодняшние состоятельные заказчики ограничены в бюджетах, а потому предпочитают вникать в тонкости ценообразования. Поэтому проектировщики, предлагая материал, имеющий репутацию дорогого и эксклюзивного, вынуждены думать о снижении материалоемкости. Что это означает? Например, отказ от цельнодеревянных внутренних перегородок в пользу каркасных, а также облегчение сложных технологических узлов.
«Лобовые» архитектурные приемы в виде эркеров, башенок и кровель сложных конфигураций, столь любимые недавно состоятельными заказчиками, сегодня непопулярны: они удорожают и строительство, и эксплуатацию. А в наш беспокойный век домовладельцы не желают, чтобы содержание дома было для них непосильным бременем.
Тренд последних сезонов в проектировании домов ценового уровня «немного выше среднего» (которые разные застройщики могут причислять к бизнес- и комфорт-классу) — дома простых «коробчатых» форм. Кровли сложных конфигураций уступают место обычным скатным крышам. Это не только дешевле — в климатических условиях России, с осенними листопадами и высокой снеговой нагрузкой в зимний период, такие крыши значительно легче эксплуатировать.
С другой стороны, дом, являющий квадрат в плане, не должен выглядеть упрощенно. Свобода в размещении несущих стен из бруса и имитирующих брус перегородок позволяет даже в рамках готового проектного решения организовать внутреннее пространство в различных вариантах. Коттедж с двусветным пространством, просторной кухней-гостиной внизу, а также индивидуальными комнатами (master bedrooms) со своими санузлами в мансардном этаже может быть и семейным домом для постоянного проживания в пригородном районе частной застройки, и дачей, и объектом, ориентированным на коммерческую эксплуатацию.
Но проектирование в рамках простых форм («квадратный» план здания и простые скатные кровли) влечет за собой ряд архитектурных «опасностей». Если тенденция к упрощению воспринимается заказчиком буквально, он рискует в конечном итоге получить незамысловатый «колхозный» дом, коих в наших пригородах построили уже немало. В этом случае заказчики начинают «отыгрываться» на аксессуарах, которые, увы, далеко не всегда работают на создание цельного архитектурного образа, или на дорогой отделке.
Совсем иной расклад, когда за дело берется архитектор, обладающий развитым пространственным воображением, который может сделать дом правильных пропорций, «поиграть» формой крыши и геометрией окон (а они, как известно, «глаза» дома и могут придавать разную эстетику одному и тому же архитектурному объему).
Непременными атрибутами современного «дома-квадрата» являются избыточное по сравнению с постройками прежних лет остекление, просторные двусветные пространства, а также мансардные окна, превращающие кровлю в полноценный «пятый фасад».
Деревянные дома по определению экстерьерны — они выступают органичным продолжением окружающего ландшафта. Но заказчики всегда стремятся подчеркнуть свою индивидуальность — это то, что объединяет сегодняшних владельцев деревянных домов.
Тем не менее подавляющее большинство сегодняшних российских заказчиков частных деревянных домов — это те люди, которые росли в городских кирпично-панельных «спальниках» и почти не жили в настоящих деревянных домах. Поэтому с середины 1990-х российская частная архитектура вынуждена была пройти эволюционный путь с пробами пера и ошибками. В начале этого пути были заимствования в основном финских (реже немецких или австрийских) проектов. Потом выявился спрос на дома в стиле купеческих усадьб конца XIX — начала XX века и дачи в стиле модерн.
Сегодня опять наметился возврат к скандинавским и ретроспективным заимствованиям, но уже с учетом опыта и просчетов предыдущего поколения российских домовладельцев. Так, рациональные скандинавские проекты, оказавшись на российской почве, претерпевают корректировки. «За все двадцать лет мы не построили ни одного дома по европейским проектам, чтобы заказчик не вносил в них изменений», — комментирует Семен Гоглев, управляющий партнер компании «Норвекс НЛК», заместитель председателя Ассоциации деревянного домостроения.
Российскому покупателю, имеющему обширный участок, европейский дом обычно «жмет в плечах», поэтому его масштабируют. То есть если европейский вариант мог иметь 150 кв. м со спальнями-антресолями, то российский, как правило, всегда более просторный, с полноценными обособленными комнатами в мансардах. Кроме того, российский заказчик желает, чтобы у коттеджа непременно были отдельное техническое помещение под систему водоподготовки с фильтрами и котельная (в европейских домах это обычно компактный котел в кухне). Другое российское добавление в европейские проекты — многочисленные помещения для хранения утвари в самом доме.
Маркетологи давно разделили дома в коттеджных поселках на типы и классы. Но частные заказчики отдают предпочтение совсем другим проектным решениям, в отличие от девелоперов, строящих коттеджи на продажу. Поэтому применительно к частной деревянной застройке типология и классификация проектов, по всей видимости, требуют дополнительных градаций, например по архитектурным и планировочным предпочтениям. Ведь частные коттеджи, подобно автопортретам, показывают вкусы, возможности и амбиции своих владельцев.
Например, Семен Гоглев отмечает, что деревянные дома, вне зависимости от того, являют ли они собой дачу или коттедж для постоянного проживания, можно разделить на «семейные» и «индивидуальные». В первом случае это всегда большое количество приватных обособленных комнат для домочадцев, а порой и для близких друзей. Во втором — открытые планировочные пространства с возможностью принять большое количество гостей.
Но в общем и целом интерес состоятельного дачевладельца, не чуждого архитектуре, — дом, подчеркивающий его индивидуальность, открытый окружающей среде, обыгрывающий естественные перепады высот на участке и вписанный в окружающий ландшафт так, чтобы окна стали рамами для живых картин.
Непременный атрибут практически любого современного деревянного дома — просторные террасы. Казалось бы, в российских условиях, и в особенности в северных регионах, это излишество. Но, во-первых, для подавляющего большинства заказчиков деревянный дом — это второй дом. Во-вторых, у отечественных заказчиков деревянных домов обычно просторные участки. А открытые пространства объединяют коттедж и участок в единое целое — домовладение.
Популярная тенденция в застройке больших участков — строительство второго дома. Во-первых, в отдельные строения перекочевали банные комплексы с купальнями и бассейнами, которые в прежние годы некоторые заказчики предпочитали видеть под одной крышей с жилыми помещениями. Во-вторых, второй дом — это коттедж для частых визитов гостей, друзей, представителей старшего или младшего поколения большой семьи, бывающих в родовом гнезде только наездами. Причем если основной дом в данном случае возводится из кирпича или газобетона, а по планировке почти не отличается от городской квартиры, то «незаменимый второй дом» в большинстве случаев именно деревянный.
Текст Филиппа Урбана
Россия:
8 (800) 775 4317
Москва:
+7(495) 660-39-57
+7(931) 107-22-02
ул. Авиамоторная, д. 12, офис 815
Санкт-Петербург:
+7(812) 332-52-25
+7(931) 107-22-00
ул. Кораблестроителей, д. 32, корп. 3
info@catalog-plans.ru
ООО «Проектный Дом»
Юридический адрес: 199397, Санкт-Петербург, улица Кораблестроителей, д. 32, корп. 3, пом. 72Н
ИНН 7801596620
КПП 780101001
ОГРН 1137847081822
Северо-Западный Банк ПАО «Сбербанк России» г. Санкт-Петербург
Расчётный счёт 40702810855040000275
Корреспондентский счет 30101810500000000653
Офис в Москве
Офис в Санкт-Петербурге
Все материалы сайта catalog-plans.ru являются предметом авторского права. Ответственность за нарушение авторских прав регулируется 4 частью Гражданского кодекса РФ. Запрещается копирование, распространение визуализаций на других интернет ресурсах, внесения изменений и продажа архитектурных проектов. Продажа архитектурных проектов «Однократную лицензию на строительство» осуществляется с разрешения правообладателя на основании соответствующего договора.
Проекты Коттеджей 2002-2024