Проектов в
сравнении:
0
«Одинаковые, как кирпичи». Пожалуй, этой фразой сегодня можно характеризовать все что угодно, но только не сам кирпич. Номенклатура применяемых в строительстве керамических изделий для кладки и облицовки стен исчисляется многими сотнями.
Коттеджи из керамического кирпича у частных застройщиков не теряют популярности. Но если в среде заказчиков экономичных проектов домов строительной керамике приходится конкурировать с ячеистыми бетонами и технологиями каркасного домостроения, то в сегменте коттеджей бизнес-класса и выше с площадью от 250 м² она по-прежнему вне конкуренции.
В дачных массивах современные постройки из кирпича встречаются нечасто. Но их доля заметно возрастает по мере приближения к населенным пунктам, особенно крупным городам.
Традиционный керамический кирпич, известный с незапамятных времен, имеет репутацию материала, из которого строят на века даже в условиях агрессивной урбанизированной среды.
Размер стандартного кирпича определен ГОСТом 1927 года и с тех пор не менялся: 250×120×65 мм. Вес одного кубометра (в него входит 480 штук) – около 1700 кг. Зная эти цифры, каждый начинающий застройщик может легко подсчитать расход материала на любое здание. Полнотелый красный кирпич классического размера весит от 3,5 до 3,8 кг. А некоторые виды пустотелых - около 2 кг.
Пропорции кирпича обусловлены необходимостью кладки с перевязкой с учетом растворных швов, а его вес — эргономикой. Четырехкилограммовые кирпичи, которые легко ложатся в руку, позволяют каменщику, не уставая, работать целую смену. Именно поэтому многие мастера старой закалки, в отличие от тех же прорабов, не жалуют более «производительные» и популярные на сегодняшних стройках двойные по высоте кирпичи.
В советские годы кирпичное производство было в загоне и относилось к Министерству местной промышленности. Тогда считалось, что будущее за ячеистыми бетонами, монолитными конструкциями и крупнопанельным домостроением. Поэтому в СССР директора кирпичных заводов были в двойственном положении: с одной стороны, кирпич требовался всем, с другой – модернизировать производство не давали, а эксперименты, связанные с расширением номенклатуры продукции, не поощрялись.
Именно по этой причине еще лет пятнадцать назад российские строители знали только два вида керамических кирпичей: красный и белый. Для лицевой кладки часто использовался кирпич с двумя окрашенными в белый цвет гранями, которые со временем серели либо неопрятно выкрашивались.
Довольно широко применялся и так называемый силикатный кирпич, который в основном был рекомендован для промышленных объектов. Но частные коттеджи из него тоже строили – потому как дешевле. Хотя с точки зрения профессионалов индустрии стройкерамики это и не кирпич вовсе, а изделие, по форме напоминающее кирпич.
Понятное дело, небогатый ассортимент сказывался на архитектурных решениях и частных коттеджей, и многоквартирных зданий.
В то же время в Европе производство кирпича развивалось. Мелкие семейные предприятия со столетней историей вырастали в крупные компании, а на смену классическому штучному кирпичу для кладки стен пришли крупноформатные поризованные керамические блоки.
В прошлом десятилетии все резко переменилось: на российском строительном рынке появился импортный лицевой кирпич, причем у него сразу сложилась репутация элитного материала. Он действительно казался запредельной роскошью – ведь при пересечении границы керамические изделия зарубежных производителей дорожают в два-три раза. Однако состоятельных приобретателей, строящих на века, это не останавливало – тем более оказалось, что кирпич может быть не только белым или красным, но и практически любого цвета, хоть фиолетовым, с офактуренными лицевыми гранями и окрашенный в массе.
Кирпич, который используется в отделке, может быть идеальных геометрических форм либо выглядеть так, словно его лепили вручную или привезли из археологической экспедиции (к слову, состаренный кирпич, популярный несколько лет назад, и сегодня пользуется спросом).
В начале нового века, когда многие кирпичные заводы в европейской части России были акционированы, модернизированы и смогли закупить импортное оборудование, на российский рынок пришли крупноформатные керамические блоки. Несмотря на то что они позволяют возводить несущие стены до пяти этажей, а в монолитно-кирпичном варианте – строить высотки без ограничения этажности, основными покупателями строительной керамики стали частные загородные застройщики.
В некоторых фешенебельных коттеджных поселках крупноформатные керамические блоки использовались едва ли не в каждом втором особняке. Они позволяют ускорить процесс строительства по сравнению с традиционной кирпичной кладкой в два-три раза.
В Европе уже давно отказались от классической кладки из стандартных штучных кирпичей, известной российским строителям по справочникам и учебникам. Их используют в основном для внутренних стен, в которые встраивают вентиляционные каналы и дымоходы.
То изделие, которое у нас называют еврокирпичом, отличается от стандартного российского тем, что оно более узкое (85 мм вместо 120 мм) и более легкое. Несмотря на приставку «евро», производится такой кирпич в том числе и на отечественных предприятиях. Основное его назначение – лицевая кладка, не нуждающаяся в дальнейшей отделке. И если сама стена выполнена из поризованных блоков и содержит утепляющую прослойку, то такая конструкция не имеет себе равных по прочности, долговечности и теплофизическим показателям.
Один из основных приобретателей полнотелого кирпича – печники. Но и некоторые начинающие домовладельцы скачивают в Интернете чертежи-порядовки и мечтают сложить своими руками печку или уличный камин. Между тем печное строительство – дело тонкое. Печники предъявляют к кирпичу особые требования. Во-первых, используется только полнотелый красный кирпич, а кладочный раствор – это та же самая глина, что и в кирпичном производстве. Благодаря этому печь является почти что монолитной конструкцией. Во-вторых, швы при кладке печей составляют 3-5 мм, что требует безупречного с точки зрения геометрии кирпича. В-третьих, печники, с которыми мне довелось общаться, предпочитают белорусский, прибалтийский и прочий импортный кирпич за умеренную твердость и легкость в обработке.
А вот что касается шамотного кирпича, которым выкладываются топочные камеры, то здесь все мастера признают самым лучшим тот, что производят в городе Боровичи Новгородской области. Именно там находятся разработки огнеупорных глин.
Во-первых, что строительство на века ко многому обязывает. Ошибки и просчеты дизайнеров здесь всегда на виду. Декоративные облицовки и штукатурки позволяют при косметическом ремонте полностью, словно надоевшие обои, легко изменить фасадное решение. С облицовочным кирпичом такое не пройдет.
Во-вторых, кирпичное здание требует надежного фундамента. Если после морозной зимы фундамент под деревянным домом слегка повело, вы этого, скорее всего, не заметите. По фасаду же кирпичного – пойдут трещины. Стало быть, любое строительство должно начинаться с геологического обследования, а подготовка основания – с качественно выполненных дренажных работ.
В-третьих, проект дома из крупноформатных поризованных блоков с кирпичной облицовкой фасадов должен содержать подробную спецификацию, учитывающую номенклатуру стройкерамики с разными размерами и теплофизическими свойствами. А она в последние годы заметно расширилась. Проектировщику желательно ее знать, чтобы свести к минимуму резку изделий на стройке. В частности, в последние годы некоторые производители стали предлагать крупноформатные блоки для строительства внутренних перегородок.
Прежде всего, смотреть на то, что они уже сделали. В бригадах существует разделение труда: каменщик второго-третьего разряда – это подсобник, который подает кирпичи мастеру. Каменщик высокой квалификации кладет стену, одновременно выполняя ее облицовку. Важно помнить, что сегодня в кладочных работах, кроме разных типов кирпича и растворов, применяется широкая номенклатура сопутствующих материалов: современные керамические и традиционные железобетонные перемычки над проемами, разные виды арматурных сеток, анкеры, утепляющие материалы на базе экструдированных пенополистиролов и базальтовых ват.
Подготовка рабочих, умеющих обращаться с современной строительной керамикой, – не самое сильное звено постсоветской системы профтехобразования. Поэтому предприятия-производители выпускают множество методичек и обучающих фильмов, устраивают семинары, посвященные тому, как с этими новыми для нашего строительного рынка материалами работать.
Текст Филиппа Урбана
Россия:
8 (800) 775 4317
Москва:
+7(495) 660-39-57
+7(931) 107-22-02
ул. Авиамоторная, д. 12, офис 815
Санкт-Петербург:
+7(812) 332-52-25
+7(931) 107-22-00
ул. Кораблестроителей, д. 32, корп. 3
info@catalog-plans.ru
ООО «Проектный Дом»
Юридический адрес: 199397, Санкт-Петербург, улица Кораблестроителей, д. 32, корп. 3, пом. 72Н
ИНН 7801596620
КПП 780101001
ОГРН 1137847081822
Северо-Западный Банк ПАО «Сбербанк России» г. Санкт-Петербург
Расчётный счёт 40702810855040000275
Корреспондентский счет 30101810500000000653
Офис в Москве
Офис в Санкт-Петербурге
Все материалы сайта catalog-plans.ru являются предметом авторского права. Ответственность за нарушение авторских прав регулируется 4 частью Гражданского кодекса РФ. Запрещается копирование, распространение визуализаций на других интернет ресурсах, внесения изменений и продажа архитектурных проектов. Продажа архитектурных проектов «Однократную лицензию на строительство» осуществляется с разрешения правообладателя на основании соответствующего договора.
Проекты Коттеджей 2002-2024