Под сенью древних сказаний

Суровая и чрезвычайно живописная в своем спокойном величии природа Карельского перешейка стала некогда источником вдохновения для создателей эпических песен и сказаний о Калевале. В начале ХХ века именно в этих местах было создано большинство образцов северного модерна и впечатляющих примеров расцвета петербургского дачного строительства. Сегодня можно говорить о возрождении традиций, обогащении их новаторскими идеями, о возвращении деревянного зодчества, исторически характерного для Русского Севера, привнесении в него новых элементов и решений.

Открытая терраса

«Атмосферный» и харизматичный особняк общей площадью около 600 м2 построен в усадебном комплексе по проекту архитектора Ивана Князева. Загородный дом словно вырастает из природного послеледникового ландшафта небольшого плато с песчаной дюной, становясь его естественным продолжением. Природный рельеф местности использован по максимуму, включая овраг, в котором разместилась чаша бассейна. Пологий холм подчеркивает величественность и художественный гротеск строения, выполненного из могучих еловых бревен (диаметр не менее полуметра). Массивный янтарный сруб, лесоматериал для которого поставщик собирал целых два года, словно предназначен для героя эпоса – так сказочно он решен. Главный фасад загородного дома представлен двумя этажами, а с обратной стороны – это трехэтажное строение.

В русских традициях

Приступая к проектированию усадьбы, архитектор считал необходимым воплотить в нем черты духовной традиции. Ивана Князева неслучайно называют одним из немногих российских мастеров, которые пытаются сохранять лучшие образцы архитектурного вкуса. Потомственный архитектор, романтик, традиционалист, человек энциклопедически образованный, Иван считает, что развитие архитектуры предполагает «наследование архитектурных форм, и в этом залог приращения качества и культуры в целом». В процессе работы автор опирался на культурное наследие не только в неукоснительном соблюдении технологий, архитектурной аранжировке и конструктивных решениях постройки – оно повлияло и на само рождение яркого, незабываемого образа загородного дома. Здесь органично переплелись мотивы древнего эпоса и первозданной природы.

Для создания эскизов уникальной зооморфной резьбы, в изобилии украшающей особняк, архитектор специально изучал все богатство исторического наследия – от наскальных рисунков каменного века до произведений Николая Рериха, от знаменитых иллюстраций Ивана Билибина до рисунков анималиста Василия Ватагина. По авторским эскизам (картонам в натуральную величину), которые стали результатом проделанной работы, и были выполнены резчиками Анатолием и Александром Утегановыми многочисленные барельефы и панно.

Жесткая геометрия сруба неожиданно и эффектно смягчена линией крыши, словно бы в унисон очертаниям холма выполненной в форме гиперболического параболоида. Ее дублирует козырек над террасой и главным входом в дом. Тему овала продолжает полукруглая каменная пристройка, которая включает в себя цокольный этаж и бассейн на основном уровне.

Красивый камин в деревянном дома

Внутреннее убранство

Продуманность всех зон по вертикали дома отвечает идее максимального комфорта его обитателей. В цокольном этаже расположились холодные кладовые, «черная кухня», технические помещения теплового узла и две гостевые спальни. На первом этаже прихожая переходит в холл с ведущей наверх лестницей. Справа от лестницы – ванная комната и спальня, а слева – зона общения, большое объединенное пространство кухни-столовой-гостиной, центр которой занимает уникальная печь-камин, обеспечивающая восхитительную возможность выпечки домашнего хлеба. Печь выполнена художником по керамике Еленой Стрельцовой по авторским эскизам архитектора. А в печной кладке из кирпича ручной формовки бельгийского производства нашли отражение лучшие народные технологии и традиции. Напротив главного входа первого этажа расположился зал бассейна с раздевалкой и сауной. На втором этаже три спальни и два санузла скомпонованы вокруг холла с балконом.

В интерьерах особняка поддерживается общая стилистика. Здесь ни один элемент не переходит в чрезмерный «матрешечный» или лубочный декор. Естественные природные тона дерева, покрытого лаком на водной основе, прекрасно сочетаются с паркетной доской. Уже упомянутая резьба по дереву возвращает воображение к первозданным природным истокам: сюжеты и темы отражают водный, земной и воздушный мир животных. Огромные кованые ручки, массивные обсады (прочные короба, препятствующие деформации проемов в срубе дома) гармонируют с толщиной бревен и создают ощущение надежности и защиты. Под стать им предметы из цельных кусков экзотических пород дерева, привезенные из Индонезии: трехметровые столешницы из тика, гигантские ступы, украшающие холлы, стулья с высокими спинками. Особое впечатление производят уникальная винтовая лестница с клееными ступенями и металлическим каркасом, витражи из разноцветного матового и неяркого стекла в клееных деревянных рамах. Все в этом обособленном и далеком от суетной реальности усадебном мире дышит древними поверьями, художественными ассоциациями и благосклонным расположением природы к человеку, не забывающему, что он ее часть.

Текст Татьяны Андреевой